ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

       

Стоимость


Стоимость - овеществленный в товаре общественный труд, вещественное выражение общественного труда товаропроизводителей.

Информация выступает в виде товара, удовлетворяющего специфические потребности.

Цена на информацию выступает как денежное выражение стоимости. Основой цены на информационные услуги выступает рыночная стоимость, складывающаяся с учетом признанных обществом на рынке затрат труда на их подготовку и потребительских свойств услуг, их полезности. В результате сложения многочисленных факторов на мировом рынке информационных услуг наблюдаются такие характерные явления как множественность цен, различная амплитуда и продолжительность возникающих колебаний цен на отдельные виды услуг, относительная стабильность некоторых цен.

Цена на рынке информационных услуг, как правило, является многоставочной. Используется сложная система скидок и надбавок к справочной цене, публикуемой в проспектах, в зависимости от типа потребителей, условий предоставления и использования услуг.

Рынок информационных услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) информационных услуг между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.

При определении цен на услуги и расчетов за них необходимо решение правовых вопросов предоставления и использования информационных услуг, включая вопросы не только торгового, но и авторского права.

При определении стоимости конкретной информации необходимо учитывать затраты на ее создание, фиксацию на различных видах носителей, сбор, обработку, хранение, передачу между производителями (создателями) и потребителями, а также возможные потери от отсутствия требуемой информации.

Например, по некоторым оценкам в начале 80-х годов каждая 10-я исследовательская работа была излишней, т.к. повторяла проделанные ранее или уже опубликованные.

Считается, что из-за несовершенства информационных связей, ведущего к неиспользованию результатов НИР, их старения и дублирования экономические потери составляли в начале 80-х годов 15-25% затрат зарубежных стран на НИОКР.


А полное использование в науке имеющихся, опубликованных и доступных знаний по некоторым оценкам позволило бы сократить затраты на науку почти наполовину, а освобождение ученых от нетворческой работы по поиску и просмотру эквивалентно привлечению в научную сферу дополнительно до 20% занятых в ней работников.

Затраты на НТИ составляет от 1 до 10% затрат на внедрение продукции на рынок.

При разработке конкретного вида продукции, не относящегося к наиболее наукоемким и перспективным:

  • затраты на первичный сбор данных, которые в основном приходятся на НТИ и продолжаются 1,5 г. составляют (по данным на середину 1970-х годов) около 25 тыс.дол.;


  • производство начинается на 5-м году, когда совокупные затраты на НТИ составляют около 240 тыс.дол.;


  • прибыль получается на 7-м году, и в этот момент затраты на НТИ составляют около не менее полугодовой прибыли.


  • Переход к принципиально новой продукции или технологии существенно увеличивают затраты на информацию, растет и цена информационных ресурсов, обеспечивающей приоритеты (конкурентоспособность) в новых областях развития производства.

    Но кроме стоимости самой информации на стоимость информации существенно влияют многие другие ресурсные ограничения.

    Например, в результате сложившихся в стране цен на бумагу (с января 1992 т.) создалась ситуация, которая сделала фактически недоступными все научные издания (учебники, специализированные издания, средства массовой информации) для большинства пользователей. Это, в свою очередь, привело к разрушению издательской системы и, в первую очередь, кадровой основы научно-технических издательств, что на многие годы нарушит коммуникационные информационные связи между производителями, создателями и пользователями информации.

    К 1998 г цены на все виды изданий достигли фантастических величин, что сделало их недоступными не только для отдельных пользователей, но и для крупнейших библиотек и информационных центров.

    Например:

  • Стоимость подписки на полный комплект сборников полных текстов стандартов во ВНИИКИ - 180 млн.руб., а одного выпуска от 9 до 37 млн. Стоимость банка библиографической информации (ГОСТ, ОСТ и другие) из 1000 записей 4 млн. руб., а из 400000 записей - 100 млн. руб.


  • Стоимость одной серии рефератов НИОКР во ВНТИЦентре 46 тыс.руб. до 1,1 млн.руб.





  • Содержание раздела