ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

       

Персонал


ПЕРСОНАЛ - класс информационных ресурсов, включающий лиц (специалистов), которые владеют комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате профессиональной подготовки и опыта работы.

Персонал выступает еще в одной роли, почему-то не рассматриваемой - "исполнитель документа".

Исполнитель документа может принципиально изменить отношение к любой информации, включаемой в подготавливаемый документ, не изменяя содержания документа. Что ведет к абсолютно противоположным информационным решениям со стороны пользователя документом. Не зря источниковеды подчеркивают, что любой аналитический документ содержит "скрытое содержание" (субъективный смысл (толкование), вскрытие которого принципиально изменит место этого документа в "цели познания".

Объем класса персонал в зависимости от исходного критерия "кого-относить".

Например, Гарфилд при включении персоны в SCI исходил из следующих критериев:

  • человек, имеющий хотя бы одну публикацию, или тот на кого есть хотя бы одна ссылка;
  • в более поздних работах он пытался найти некоторую величину не менее "n" ссылок, которая может позволить определить границу, начиная с которой персона, на которую сделаны эти ссылки, может считаться "источником заслуживающим особого внимания".
  • КАК НОСИТЕЛЬ информационных ресурсов человек (специалист) обладает особыми свойствами: он выступает одновременно как носитель, создатель, потребитель и интерпретатор информационных ресурсов. Каждую из перечисленных функций он выполняет различно в зависимости от квалификации, профессиональных и личностных качеств, накопленного опыта выполнения той или иной функции; характера решаемых задач и своего отношения к этим задачам; места, занимаемого в конкретной функциональной группе (научной, производственной, административной и т.п.); интересов и предпочтений (приверженности традициям, научным школам, авторитетам) и других свойств личности.

    Информация, зафиксированная в памяти специалиста, является УНИКАЛЬНЫМ информационным ресурсом КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, реализуется только им и безвозвратно утрачивается одновременно с прекращением его деятельности в той или иной сфере.


    Передача этой информации другим лицам не всегда может быть осуществлена, а в большинстве случаев этот процесс осуществляется со значительными утратами и искажениями.

    Чем выше квалификация, профессиональный опыт и навыки специалиста, тем менее вероятно, что он может быть заменен другим специалистом (и даже группой специалистов).



    Персонал наиболее мобильный носитель информации. Через него осуществляется активный и действенный межорганизационный обмен знаниями и технологиями, особенно в условиях, когда существуют барьеры распространения информации в виде патентов, фирменных и государственных секретов. Борьба за привлечение определенных групп специалистов является важным фактором в деятельности различных структур (от конкурирующих фирм до спецслужб) и активной политики "импорта" специалистов, проводимой высокоразвитыми странами.

    Без наличия требуемого количества персонала, обладающего необходимым уровнем квалификации и объединенного теми или иными организационными формами в научные и производственные коллективы и организации, невозможен процесс общественного производства и решения научно-исследовательских задач.

    Правомерность выделения персонала в самостоятельный класс информационных ресурсов подтверждается существованием различных форм профессиональных объединений специалистов с целью взаимного развития и совершенствования знаний в конкретных проблемных областях, обмена информацией и опытом, а также развитых систем и организационных структур учета и сбора информации о специалистах, оценки их профессионального уровня и воздействия на развитие проблемных областей, к которым они принадлежат.

    Примерами систем, основным видом услуг, в которых является обеспечение специалистами-экспертами, являются:

  • Система ИНФОТЕРРА в определение источника информации включает отдельного специалиста, который имеет и может предоставить информацию в конкретной проблемной области, при этом из 10000 источников, включенных в систему (по состоянию на 1983 г.), - около 45% оказывают помощь через услуги экспертов и рекомендации.




  • Справочно- информационная система для средств массовой информации (СИС), которая обеспечивает привлечение высококвалифицированных специалистов к решению задач в "кризисных ситуациях". Она имеет в своей картотеке данные более чем по 20 тыс. ученых, которые готовы дать консультации в различных проблемных областях. Данная система является одним из основных источников экспертных информационных услуг по проблемам науки и техники. Ее помощью пользовались средства массовой информации при взрыве космического корабля Чэлледжер, катастрофе в Бхопале и аварии в Чернобле.


  • Справочники и базы данных типа: справочников "Кто есть кто", именных указателей по различным направлениям исследований, авторских каталогов библиотек, регистров научных школ (неформальных исследовательских коллективов), указателей цитируемости авторов работ или сетей соавторства и другие.


  • В классе информационных ресурсов "персонал" следует выделить две различных составляющих:

  • Отдельные специалисты.


  • Группы специалистов, объединенных в рамках конкретных видов деятельности и/или решаемых задач. Сюда относятся и неформальные информационные коллективы (НИК), под которыми обычно понимают относительно однородные по научным и производственным интересам группы ученых и специалистов, имеющих общие источники информации и работающих в некоторой общей проблемной области, а также неформальная организация (научная группа, школа классическая или выездная, "незримый колледж" ("незримые коллективы", семинар, неформальная информационная группа и т.п.). Группы не просто суммируют ресурсы отдельных специалистов, входящих в них, но и порождают "эффект кооперации" ("синергетический" или "каталитический" эффект) взаимообогащения и взаимостимулирования информационного потенциала каждого специалиста.


  • Место каждого специалиста и группы специалистов в системе информационных ресурсов различно, а информация, которой они обладают имеет различное влияние (положительное и/или вредное) на те виды деятельности, в которых они участвуют.



    Ибо каждый специалист по разному отображает доступную ему информацию, различно ее интерпретирует и использует.

    Даже высококвалифицированные ведущие ученые не всегда имеют достаточно широкие взгляды и могут отрицать, отталкивать исследования, выходящие за пределы их воззрений, тогда как подлинно научная позиция состоит в том, чтобы исследовать, а не судить априори, что "этого не может быть", помня сказанное в "Гамлете": "Есть многое, Горацио, на свете такого, что не снилось нашим мудрецам".

    Воздействие неформальных информационных групп более значительно. Это определяется широким спектром функций, которые они реализуют в рамках информационной деятельности.

    Перечислим только основные функции НИК:

  • обмен информацией;


  • самообучение;


  • компарация и усиление результатов;


  • социальная апробация результатов;


  • поддержание парадигмы, одновременно НИК выполняет и функцию ПОДАВЛЕНИЯ инакомыслящих или, точнее, функцию поддержания господствующей парадигмы и сепарации рядов ученых и специалистов. Происходит это различными методами: "мягко"- путем замалчивания идей "еретиков", а при их активных выступлениях "огораживанием вопросов", развертыванием дискуссий и т.п.; или методами жесткого ограничения (недопущения) научного "инакомыслия";


  • социализация молодых ученых и специалистов;


  • проведение научно-информационной политики.


  • Объединяясь вокруг определенных парадигм отдельные специалисты и коллективы могут оказывать, как показывает развитие науки, техники и производства, отрицательное воздействие на научно-технический прогресс, не только сдерживая развитие в тех или иных проблемных отраслях, но и разрушая объединения специалистов, поддерживающихся иных взглядов, методов решения задач, направлений развития техники, технологий и производства. Одновременно такие группы создают информационные ресурсы, оказывающие отрицательное влияние как на развитие той или иной проблемной области, так и на другие смежные и взаимосвязанные проблемные области.

    Включив ПЕРСОНАЛ в состав информационных ресурсов, необходимо определить КРИТЕРИИ (или хотя бы более- менее различимые признаки), на основании которых можно более-менее рационально провести границу между ПЕРСОНАЛОМ, включаемым в состав информационных ресурсов, и ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ В ЦЕЛОМ.

    Основным критерием, как правило, является уровень признания персоны (или группы) группой людей, считающихся сведущими в той или иной проблемной области (от научных групп и группировок, до религиозных конфессий и "тайных обществ").

    При формировании класса информационных ресурсов-ПЕРСОНАЛ используют два вида критериев: для задания персонала на МАКРОУРОВНЕ и для ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА специалистов и исследовательских коллективов.




    Содержание раздела