ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

       

Неспособность восприятия информации


=(недостаток образования, психологическое невосприятие, давление авторитетов, устойчивые стереотипы, шаблонные решения)

К этой подгруппе, прежде всего, относятся психологические установки, связанные с принадлежностью специалиста к определенной научной школе, субъективным восприятием тех или иных подходов к решению задач.

Эти помехи особенно характерны для тех периодов научно-технической революции, когда сообщество раскалывается на сторонников двух (или более) несовместимых парадигм - старой и новой.

Здесь возможно только "обращение в веру". Никакие логические аргументы недействительны, поскольку за одними и теми же терминами в разных парадигмах скрыто различное содержание. В такие периоды наблюдается "двоевластие" (а иногда и "многовластие") в толковании одной и той же информации, определяемое принадлежностью к различным научным школам.

Наиболее поучительные ситуации возникают в науке тогда, когда для теоретического отображения объекта необходимо использование двух (или нескольких) концептуальных систем (теорий, гипотез, подходов, представлений), исключающих друг друга, логически НЕСОГЛАСУЕМЫХ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ.

Влияние личностно-эмоциональных установок исследователей на теоретическое и эмпирическое знание требует специального наукометрического анализа.

Сюда относится и стереотипность мышления, которая является одной из характерных черт человека, оказывающих влияние на качество решений.

В психологии динамическим стереотипом называют форму деятельности человека, выражением которой является фиксированный порядок осуществляемых действий. Стереотип обычно складывается в процессе обучения и служит основой автоматических навыков. Наличие стереотипных образцов дает человеку возможность в определенных типовых ситуациях, не тратя времени на размышления, действовать наиболее рациональным образом.

Стандартные решения лежат в привычной колее стандартных представлений. Но наилучшее решение при этом может оказаться в стороне, далеко от привычного стереотипа.


Налицо серьезное ПРОТИВОРЕЧИЕ: с одной стороны, для быстрого и правильного решения в сложной ситуации приходится действовать по готовому шаблону, а с другой - он не дает нужного, верного выбора.

Для того чтобы стереотип приносил пользу, количество стандартных приемов должно быть достаточно большим. Тогда принимающий решение наверняка (точнее: с большей вероятностью) отыщет среди них и тот, который отвечает оптимальному решению.

Особенно часто руководитель прибегает к стандартному выбору-шаблону, действует по определенному стереотипу, когда он принимает решения, сопряженные с риском.

Особенно опасен при принятии решений так называемый ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, который, как правило, является сосредоточием предрассудков своего времени.

Трудно сказать, что удивительнее: неожиданность ошибок, которые совершаются иногда вопреки очевидным фактам или упорство, с которым отстаивается непогрешимость. Конечно, даже в сложных ситуациях процент явно противоречивых решений мал. Значительно больший процент решений, которые НЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИЗНАНЫ НАИЛУЧШИМИ: недаром говорят, что несчастье состоит в том, что мы не можем совершать поступки дважды. Еще больше типовых, "обыкновенных" решений. НЕ ТАК МНОГО ВЫДАЮЩИХСЯ, тем более ГЕНИАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ.

Известный русский патентовед Эйгельмейер показал, что среди людей распространена большей частью незаметная для окружающих странная психическая болезнь МИЗОНЕИЗМ - ненависть к новому. Это болезнь слабых духом людей, в страхе цепляющихся за все им известное, привычное.

Воздействие стереотипов мышления наиболее явно проявляется в сложных ситуациях.

СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ - это ситуации, которые содержат НОВЫЕ НЕИЗВЕСТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ и следовательно, НЕ УКЛАДЫВАЮТСЯ в традиционный алфавит (понятийное пространство) представлений лица, оценивающего конкретную ситуацию.

Информация о сложных ситуациях труднее всего получает правильную оценку при ее первом появлении в публикациях и при ее поступлении лицам, принимающим решения. Именно эти ситуации легче всего отвергнуть словом "чушь"!


Содержание раздела